ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД по результатам опроса общественного мнения «БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ»

Главная / Исследования / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД по результатам опроса общественного мнения «БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ»
21 Декабря 2018

          Цель исследования: в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан Шавката Миромоновича Мирзиёева «О мерах по реализации положений Закона Республики Узбекистана «О противодействии коррупции», в рамках Государственной программы по противодействию коррупции на 2017-2018 годы изучить
в режиме мониторинга общественное мнение о коррупции, выявить отношение граждан
к антикоррупционным мерам, осуществляемым государственными органами, организациями и институтами гражданского общества. 

 

Общие сведения. Опрос общественного мнения проведен с 30 марта по 9 апреля 2017 года.

Всего было опрошено 1100 человек в возрасте от 18 и старше лет во всех регионах страны, из них: 49,6% – мужчины и 50,4% – женщины. Общий массив опроса был распределен между регионами пропорционально численности, проживающего в них населения и составил: в Республике Каракалпакстан – 5,8%, в Андижанской области – 9,2%, Бухарской – 5,7%, Джизакской – 4,0%, Кашкадарьинской – 9,5%, Навоийской – 3,0%, Наманганской – 8,2%, Самаркандской – 11,3%, Сурхандарьинской – 7,5%, Сырдарьинской – 2,5%, Ташкентской – 8,9%, Ферганской – 11,1%, Хорезмской – 5,5%,
в городе Ташкент – 7,8%.

Количество опрошенных граждан в городской и сельской местности было также выбрано пропорционально численности проживающего населения и составило:
50,8% горожан, 49,2% – сельчан.

Возрастной состав опрошенных: 18-20 лет – 6,3%, 21-30 лет – 30,6%, 31-40 лет – 22,4%, 41-50 лет – 16,9%, 51-60 лет – 13,5%, 61-70 лет – 6,1%, 71 год и старше – 4,2%.

Национальный состав опрошенных: узбеки – 87,4%; представители народов Центральной Азии (киргизы, казахи, таджики, туркмены, каракалпаки) – 8,9%;
славяне (русские, украинцы, белорусы) – 1,8%, другие национальности (татары, корейцы и другие) – 1,9%.

Состав опрошенных по уровню образования: высшее – 16,2%, неоконченное высшее – 2,7%, среднее техническое – 27,1%, среднее специальное – 19,2%, среднее – 31,4%, неполное среднее – 3,4%.

Состав опрошенных по виду занятости: работают в государственном учреждении, организации, предприятии – 25,2%; в негосударственной организации, предприятии,
в иностранной фирме – 6,9%; фермеры, предприниматели, занимаются индивидуальной трудовой деятельностью – 32,3%; студенты и учащиеся – 6,4%; пенсионеры – 9,1%; инвалиды – 1,2%; домохозяйки и находятся в отпуске по уходу за ребёнком – 13,5%; временно нетрудоустроенные – 5,4%.

Состав опрошенных по уровню самооценки своего социального статуса
(по материальному уровню):
2,2% отнесли себя и свою семью к богатым слоям населения, 91,7% – средним, 4,2% – ниже среднего, 1,3% – малообеспеченным,
0,6% – затруднились ответить.

Репрезентативность опроса в масштабах всей страны была обеспечена использованием объема выборки в 1100 респондентов, многоступенчатой стратифицированной выборки на основе данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, а также случайного выбора районов, населенных пунктов, махаллей, домохозяйств и респондентов.

Cбор информации осуществлялся посредством проведения опроса на дому, методом персонального контактного интервью по единому стандартизированному вопроснику.

 

 

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА

 

За годы независимости в Узбекистане в рамках реализации общей стратегии построения демократического правового государства и сильного гражданского общества последовательно осуществляется комплекс мер по противодействию коррупции, сформированы институциональные и правовые основы обеспечения законности и правопорядка, создана эффективная система противодействия коррупции.

В ходе реализации реформ в данной сфере был принят Закон «О присоединении Республики Узбекистан к Конвенции Организации Объединенных наций против коррупции (7 июля 2008г.), наша страна присоединилась к Стамбульскому Плану действий Сети по борьбе с коррупцией Организации экономического сотрудничества
и развития (2010г.). В Узбекистане принят целый ряд нормативно-правовых актов
по совершенствованию правовых механизмов противодействия коррупции, в их числе Бюджетный и Таможенный кодексы (в новой редакции), законы «О профилактике правонарушений», «О социальном партнерстве», «Об открытости деятельности органов государственной власти», «Об электронном правительстве».

По инициативе Главы государства Ш.М. Мирзиёева 3 января 2017 года был принят Закон Республики Узбекистан «О противодействии коррупции», в котором установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы противодействия коррупции и борьбы с ней, закреплена система и механизмы участия государственных органов, средств массовой информации и граждан в борьбе с коррупцией. 

Социологическое исследование «Борьба с коррупцией в зеркале общественного мнения» представляет результаты опроса граждан страны, выполненного в режиме мониторинга в свете реализации задач определенных в Постановлении Президента Республики Узбекистан «О мерах по реализации положений Закона Республики Узбекистана «О противодействии коррупции» и Государственной программы по противодействию коррупции на 2017-2018 годы.

 

 

А. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН О КОРРУПЦИИ

 

Коррупция, как социальное явление, существует практически во всех странах мира независимо от политического развития. Коррупция оказывает негативное влияние на процесс социально-экономического развития, строительства рыночной экономики, привлечение инвестиций, негативно воздействует на политические и общественные институты демократического государства, представляет собой угрозу безопасности страны и общества в целом.

Для Узбекистана преодоление коррупции является одним из главных направлений государственной политики, приоритетность которого четко обозначена Главой государства.

Как показал опрос общественного мнения, большинство узбекистанцев – 91,5% поддерживают законодательную инициативу Президента Республики Узбекистан Шавката Миромоновича Мирзиёева о принятии Закона «О противодействии коррупции», направленного на комплексное регулирование правоотношений в сфере борьбы
с коррупцией, повышение эффективности антикоррупционных мер, осуществляемых государственными органами, организациями и институтами гражданского общества,
а также искоренение коррупции во всех сферах общественной жизни, создание
в обществе обстановки нетерпимости ко всем ее проявлениям путем повышения правосознания и правовой культуры граждан. 

По мнению граждан Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по реализации положений Закона Республики Узбекистана «О противодействии коррупции» и Государственная программа по противодействию коррупции на 2017-2018 годы, являются своевременными
и необходимыми мерами. Большинство граждан выразило убежденность в том,
что в условиях модернизации экономики и масштабных социальных преобразований, внедрение в практику целостной антикоррупционной стратегии будет содействовать созданию дополнительных правовых гарантий обеспечения защиты прав
и свобод граждан, препятствовать противоправным посягательствам на право частной собственности, необоснованному вмешательству в деятельность субъектов предпринимательства, способствовать повышению уровня гражданского самосознания
в узбекистанском обществе и искоренению коррупции во всех сферах общественной жизни.

 

Рис. 1. Поддерживаете ли Вы законодательную инициативу Главы государства
о принятии специального закона «О противодействии коррупции»?

(в % от числа опрошенных)

В Законе «О противодействии коррупции» понятие коррупции представлено
как незаконное использование лицом своего должностного или служебного положения
с целью получения материальной или нематериальной выгоды в личных интересах или
в интересах иных лиц, а равно незаконное предоставление выгоды[1].

Опрос показал, что граждане страны осознают сущность проблемы коррупции
и связанных с ней преступлений, возможные угрозы, которые они могут нанести экономическому росту и развитию государства в целом и каждому гражданину
в частности.

На вопрос: «Как Вы считаете, существует ли коррупция в Узбекистане?», - 56,8% участников опроса отвечают, что такое негативное социальное явление как коррупция существует в нашем обществе, каждый третий респондент ответил «нет, не существует».

 

Рис. 2. Как Вы считаете, существует ли коррупции в Узбекистане?
(в % от числа опрошенных)

 

В региональном разрезе в Ферганской, Бухарской областях и городе Ташкенте процент граждан, по мнению которых в Узбекистане «коррупции не существуют» выше, чем в среднем по республике. В Ташкентской, Сырдарьинской и Сурхандарьинской областях и Республике Каракалпакстан участники опроса чаще, чем в других регионах отвечали, что «коррупция существует». Опрос показал, что городские жители, чаще сельских отмечают наличие коррупции в обществе.

 

Таблица 1. Как Вы считаете, существует ли коррупция в Узбекистане?
(в % от числа опрошенных)

 

Регион

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Отказ
от ответа

Всего

56,8

32,6

9,7

0,9

Республика Каракалпакстан

66,7

11,1

-

22,2

Андижанская

63,4

35,6

-

1,0

Бухарская

42,9

47,6

-

9,5

Джизакская

52,3

29,5

2,3

15,9

Кашкадарьинская

51,9

34,6

1,0

12,5

Навоийская

57,6

36,4

3,0

3,0

Наманганская

57,8

27,8

-

14,4

Самаркандская

54,0

21,0

-

25,0

Сурхандарьинская

66,3

31,3

-

2,4

Сырдарьинская

75,0

21,4

-

3,6

Ташкентская

82,7

12,2

-

5,1

Ферганская

32,0

66,4

-

1,6

Хорезмская

59,0

27,9

-

13,1

г.Ташкент

52,3

37,2

8,1

2,4

Город

60,8

27,2

1,4

10,6

Село

52,7

38,3

0,4

8,6

 

 

 

В ходе опроса выявлено, что респонденты, чья деятельность связана с частным предпринимательством и бизнесом, сотрудники иностранных организаций и фирм, представители негосударственных некоммерческих организаций, а также учащиеся лицеев, колледжей и вузов чаще, чем  граждане, занятые в других сферах деятельности отвечали, что «коррупция существует».  

          Опрос показал, что большинство узбекистанцев – 76,3%, считают, что коррупция
и связанные с ней правонарушения не являются повсеместно распространенным явлением и «проявления коррупции имеют место в отдельных сферах жизни общества»,
14,6% опрошенных считают, что «коррупция затрагивает многие сферы жизни нашего общества».

 

В ходе исследования выявлены значительные расхождения в мнениях граждан
о распространенности коррупции в зависимости от сферы деятельности или занятости респондентов: фермеры, предприниматели, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью и временно не трудоустроенные, чаще, чем респонденты, занятые в других сферах отвечали, что «коррупция является распространенным явлением.

 

Опрос общественного мнения показал, что граждане расценивают коррупцию как социальное явление, не имеющее однозначного понимания и интерпретации. Коррупция
в общественном сознании – это правовое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурными многоуровневым содержанием, в содержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний.

 

Таблица 2. По вашему мнению, проблема коррупции - это проблема правовая, экономическая, социальная или нравственно-этическая?
(многовариантные ответы, в %)

 

Варианты

%

Правовая

64,4

Экономическая

51,0

Социальная

46,3

Нравственно-этическая

45,8

Культурологическая

5,4

Ценностная

5,3

Затруднились ответить

5,6

 

 

Опросом выявлены сферы жизни государства и общества, которые, по мнению граждан, наиболее подвержены коррупции, и в которых чаще, чем в остальных отраслях встречаются коррупционные правонарушения. Согласно полученным результатам,
37,6% респондентов на вопрос: «По вашему мнению, какие сферы жизни государства
и общества наиболее подвержены коррупции?», - отвечают «здравоохранение
и медицина», 31,4% считают, что коррупции более подвержена сфера образования, каждый четвертый отмечает коррумпированность некоторых правоохранительных органов, по мнению каждого шестого участника опроса, коррупция существует при приеме на работу и др.  

 

Таблица 3. Скажите пожалуйста, какие сферы жизни государства и общества наиболее подвержены коррупции? (многовариантные ответы, в %)

 

Варианты ответов

%

1.

Здравоохранение и медицина

37,6

2.

Образование

31,4

3.

Правоохранительные органы

25,3

4.

При приеме на работу

16,2

5.

Судебная система

12,1

6.

Социальное обеспечение

8,4

7.

Банковская система

8,2

8.

Бизнес и предпринимательство

4,8

9.

Налоговые и таможенные службы

4,5

10.

Коммунальные службы

4,4

11.

Хокимият

2,6

12.

Продажа автомобилей

1,5

13.

Военкомат, военная сфера

1,2

14.

Санитарно-эпидемиологические службы

0,7

15.

Затрудняюсь ответить

25,4

 

 

В региональном разрезе в Хорезмской, Сурхандарьинской, Андижанской областях жители чаще, чем в других регионах отвечали, что коррупции подвержена сфера здравоохранения и медицина. Наиболее коррумпированной сферой, по мнению жителей Андижанской, Самаркандской и Ташкентской областей, является образование.
На коррупцию в правоохранительных органах чаще других указывали респонденты
из Хорезмской, Сырдарьинской, Самаркандской и Кашкадарьинской областей. Правонарушения связанные с проявлениями коррупции при приеме или устройстве
на работу чаще, чем в среднем по республике отмечали участники опроса из Хорезмской, Джизакской и Андижанской областей. На коррумпированность судебных органов чаще указывали респонденты Кашкадарьиской, Сурхандарьинской и Сырдарьинской областей. 

В ходе опроса выявлено, какая часть должностных лиц, находящихся
на государственной службе, по мнению граждан, использует свое положение в корыстных целях. Каждый второй участник опроса считает, что большинство должностных лиц добросовестно выполняет работу и не использует свое положение в корыстных целях.
По мнению четверти респондентов, соотношение категории служащих,
не использующих свое служебное положение с целью получения выгоды и тех, кто подвержен коррупции одинаковое, примерно «50 на 50».

      

Таблица 4. По Вашему мнению, какая часть должностных лиц подвержена коррупции? (в % от числа опрошенных респондентов)

 

Всего

Меньшая часть

Половина, 50 на 50

Большая часть

Затруднились ответить

2015г.

43,9

18,9

13,4

23,8

2016г.

44,5

19,3

12,3

23,9

2017г.

41,2

25,7

17,6

15,5

 

 

В ходе исследования выявлен Индекс общей оценки восприятии коррупции
в узбекистанском обществе. Данный показатель определялся в результате измерения суммарной доли ответов на вопросы-индикаторы, позволяющие определить мнение респондентов о коррупции, степени ее распространенности в стране и вовлеченности
в нее должностных лиц разного уровня.

         

          Для получения суммарной оценки использовались ответы на вопросы-индикаторы
и соответствующие им процентные показатели: «Как Вы считаете, существует
ли коррупция в Узбекистане?»,  «В какой степени, по Вашему мнению, распространена коррупция в стране?»
 и «Какая часть должностных лиц подвержена коррупции?»

 

Таблица 5. Индекс общей оценки восприятия коррупции в обществе (ОВК)

 

Компоненты общей оценки восприятия коррупции в обществе (ОВК)

Вопросы

Учитываемые варианты ответов

Показатели

Март

2016

Август

2016

Апрель

2017

К1

«Как Вы считаете, существует ли коррупция в Узбекистане?»

Да

0,34

0,35

0,56

К2

«В какой степени, по Вашему мнению, распространена коррупция в стране?»

Распространена широко и повсеместно

0,12

0,11

0,14

К3

«Какая часть должностных лиц подвержена коррупции?»

Большая часть

0,13

0,12

0,17

Индекс общей оценки восприятия коррупции в обществе (ОВК)

ОВК= (К1+ К2+К3) / 3

0,19

0,19

0,29

 

В результате итоговых количественных ответов на эти вопросы-индикаторы определялось их среднее значение, причем данный показатель исчислялся в интервале
от « 0 » - отсутствие коррупции в обществе – до « 1 » - очень высокий уровень коррупции.

 

Полученный таким образом Индекс оценки восприятия коррупции (ОВК) составил значение - 0,29, это соответствует низкой оценке восприятия гражданами распространенности коррупции в обществе, если учесть мировой опыт.

Мониторинг выявил незначительное увеличение показателя Индекса оценки восприятия коррупции в 2017 году по сравнению с результатами опросов проведенных в 2016 г. Это связано с повышением уровня информированности населения о коррупции в целом и о случаях ее проявления в отдельных сферах жизнедеятельности государства и общества, о негативных последствиях, которые она может оказать на социально-экономическое развитие страны,  об антикоррупционных мерах, осуществляемых в государстве, а также с повышением уровня правовой культуры граждан и гражданской активности и как следствие более объективной и критичной оценки гражданами такого негативного социального явления как коррупция.

 

Результаты опроса свидетельствуют о том, что твердая и последовательная позиция Президента страны по вопросам противодействия коррупции является одним
из существенных факторов, определяющих высокий уровень доверия узбекистанцев
к государству, как институту управления обществом.

 

 

 

B. ГРАЖДАНЕ О ПРИЧИНАХ, ПРИВОДЯЩИХ К КОРРУПЦИИ

 

 

Успех борьбы с коррупцией во многом зависит от выявления и учета причин
и условий, которые ее порождают. Как показал проведенный опрос общественного мнения, основными причинами коррупции в узбекистанском обществе, по мнению граждан, являются неразвитость гражданского общества, слабый общественный контроль за работой должностных лиц со стороны гражданского общества, низкий уровень правосознания, недостаточный уровень правовой культуры. По мнению участников опроса, обширный круг полномочий должностных лиц, их возможность влиять
на принятие решений, от которых зависит благополучие граждан, увеличивает риски возникновения коррупции.

Одной из причин способствующих возникновению коррупции участники опроса назвали «невысокий уровень заработной платы некоторых служащих». Действительно, должностные лица, не получающие достойную заработную плату за свою деятельность и испытывающие материальные затруднения, используют свое положение в корыстных целях.

Мониторинг опросов выявил, что за последнее время на 8% снизилось число граждан указавших в качестве причины приводящей к коррупции несовершенство законодательной базы по противодействию коррупции (с 18,4% в 2016г. до 10,4%
в 2017г.), и это закономерно, так как в стране принят специальный Закон
«О противодействии коррупции», регулирующий правовые отношения в данной сфере, разработана и реализуется aнтикoррупциoнная прoгрaмма, кoтoрaя, по мнению граждан, уже сегодня является  эффективной системой ограничения и предотвращения коррупции.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6. Как Вы считаете, в чем причины имеющей место в стране коррупции?

(многовариантные ответы, в %)

 

Причины

Всего

2016

2017

В стремлении некоторых граждан решить свои вопросы или проблемы в обход Закона, их нежелание соблюдать Закон

25,1

25,8

В слабом общественном контроле за работой должностных лиц со стороны гражданского общества

25,7

28,5

В несовершенстве законодательной базы по противодействию коррупции

18,4

10,4

В незнании гражданами законов, недостаточный  уровень правовой культуры отдельных слоев населения

20,8

20,8

В чрезмерно больших полномочиях и возможностях местных чиновников в процессе принятия решений по жизненно важным вопросам

18,2

20,0

В недостаточной открытости работы  местных органов  управления

13,6

11,9

Невысокий уровень заработной платы некоторых государственных служащих, чиновников в отдельных отраслях и сферах.

9,0

8,9

В навязываемом массовой зарубежной культурой культа денег и роскоши

23,0

13,0

Затруднились ответить

9,1

3,5

 

 

В ходе исследования было выявлено мнение граждан относительно причин, побуждающих должностных лиц использовать свое положение в корыстных целях
и совершать коррупционные правонарушения. Каждый второй участник опроса уверен, что основными факторами, побуждающими должностных лиц совершать коррупционные преступления является стремление обогатиться и улучшить свое материальное положение. По мнению респондентов, отдельные должностные лица совершают противоправные действия по причине того, что граждане сами провоцируют их, предлагая материальное или другое какое-либо вознаграждение за помощь и содействие в решении волнующего их вопроса. В связи с этим  необходимо направить все усилия на повышение уровня правосознания среди населения и создание антикоррупционного стандарта поведения.

 

 

Таблица 7. По Вашему мнению, какие причины побуждают некоторых должностных лиц прибегать к коррупции? (в % от числа опрошенных респондентов)

 

Причины

Всего

Стремление улучшить свое материальное положение

50,6

Люди сами провоцируют, предлагая взятки

16,8

Возможность безнаказанно злоупотреблять занимаемым положением

15,7

Не думают о последствиях, слабое правовое сознание

1,4

Затруднились ответить

15,5

 

 

 

В ходе опроса гражданам был задан вопрос: «Как Вы считаете, кто более подвержен коррупции: мужчины или женщины?». Отвечая на вопрос, 43,7% респондентов выразили мнение, что коррупционером в равной степени может быть и мужчина и женщина. Данную точку зрения разделяет большинство респондентов-мужчин (42,6%),
и респонденток-женщин (44,6%). Более трети считает, что чаще все же мужчины подвержены коррупции.

В разрезе занятости, граждане, работающие на государственной службе, сотрудники иностранных и совместных предприятий, частные предприниматели, бизнесмены, фермеры чаще, чем граждане, занятые в других отраслях считают,
что коррупции подвержены мужчины.

Руководители различных уровней отвечали, что коррупционные правонарушения чаще всего встречаются среди мужчин, в то время как граждане, не занимающие руководящих должностей считают, что коррупции в равной степени подвержены как мужчины, так и женщины.

Опрос общественного мнения выявил, что преобладающее большинство респондентов – 82,2% указывают на занимаемую должность в качестве важного фактора, влияющего на подверженность человека коррупции.

Профессия, материальный уровень, и невысокая заработная плата, по мнению респондентов, также оказывают значительное влияние на склонность должностного лица к коррупции.  Участники опроса считают, что такие характеристики как возраст, место и регион проживания, а также уровень образования не оказывают существенного влияния на склонность должностного лица к коррупции.

 

Рис. 3. Факторы, влияющие на склонность человека к коррупции
(многовариантные ответы, в %)

 

В ходе опроса респондентами был задан вопрос: «Испытывают ли ощущение неотвратимости наказания должностные лица, совершающие коррупционные преступления?». Более половины опрошенных - 58,6% считает, что должностные лица, совершающие коррупционные правонарушения «не испытывают неотвратимости возмездия или страха перед неминуемым наказанием», так как надеются на то, что им удастся избежать наказания «используя свое положение» или «рассчитывая откупиться от наказания».

По мнению 41,4% респондентов, «лица, совершившие коррупционные правонарушения испытывают чувство страха и неотвратимости наказания за свои деяния», но жажда наживы и алчность перевешивает страх перед наказанием.

 

 

Таблица 8. Почему должностные лица не испытывают ощущение неотвратимости возмездия и страх перед неминуемым наказанием? (в % от общего числа опрошенных)

Причины

Всего

Надеются, что занимаемое служебное положение делает их недосягаемыми для Закона

31,6

Рассчитывают откупиться от наказания с помощью денег

18,7

Это стало для них обычным явлением

17,9

Жажда наживы, алчность перевешивает страх перед наказанием

16,9

Последствия их не пугают

4,7

Затрудняюсь ответить

10,6

В целом, как показали результаты проведенного опроса, граждане возлагают ответственность за факты проявления коррупции на ту часть населения, которая в силу своей низкой правовой культуры и недостаточного уровня гражданского самосознания решает возникающие вопросы в обход действующего законодательства, провоцируя должностных лиц на противоправные действия.

Участники опроса отметили, что основными причинами, провоцирующими должностных лиц на коррупционные правонарушения являются стремление к быстрому и легкому обогащению и уверенность в том, что им удастся избежать наказания. 

 

С. ГРАЖДАНЕ О РАБОТЕ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

 

Опрос общественного мнения показал, что абсолютное большинство узбекистанцев - 91,8%, высоко оценивает меры направленные на предупреждение, выявление, пресечение коррупционных правонарушений, а также причин и условий способствующих коррупции, считая их эффективными и успешными. Полученные результаты свидетельствуют
о высокой поддержке гражданами мер, направленных на реализацию положений принятого закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции», который,
по их мнению, должен оказывать решающее влияние на формирование антикоррупционного мировоззрения у населения страны.

Отвечая на вопрос: «По Вашему мнению, насколько успешно ведется борьба
с коррупцией в нашей стране?», - больше половины участников опроса ответили «достаточно успешно», треть респондентов отметили успешность антикоррупционных мероприятий в отдельных сферах и отраслях жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. По Вашему мнению, насколько успешно ведется борьба с коррупцией в нашей стране?   (в % от числа опрошенных респондентов)

 

В региональном разрезе в Бухарской, Джизакской и Ферганской областях процент граждан ответивших, что борьба с коррупцией в нашей стране осуществляется
в «достаточной степени успешно»           выше, чем в среднем по стране. Городские жители чаще, чем сельские, отмечали успешность антикоррупционных мер.

 

Таблица 9. По Вашему мнению, насколько успешно ведется борьба с коррупцией
в нашей стране?  
(в % от числа опрошенных респондентов)

 

 

В достаточной степени успешно

Успешно в отдельных сферах

Не владею информацией

Отказ от ответа

2016

2017

2016

2017

2016

2017

2016

2017

Всего

67,1

54,7

27,6

37,1

5,0

6,8

0,3

1,4

Республика Каракалпакстан

74,6

60,3

9,5

14,3

12,7

25,4

3,2

-

Андижанская

62,3

52,5

31,7

44,6

6,0

2,9

-

-

Бухарская

52,9

87,3

32,9

6,3

14,2

6,4

-

-

Джизакская

59,0

70,5

2,3

22,7

38,7

6,8

-

-

Кашкадарьинская

54,8

53,8

34,6

33,6

9,6

11,6

1,0

1,0

Навоийская

90,9

33,3

9,1

54,5

-

6,1

-

6,1

Наманганская

65,1

69,7

32,7

30,3

2,2

0

-

-

Самаркандская

76,6

37,1

23,4

47,5

-

15,4

-

-

Сурхандарьинская

72,2

66,3

15,7

33,7

12,1

0

-

-

Сырдарьинская

60,7

46,4

32,1

53,6

7,2

0

-

-

Ташкентская

83,7

35,7

10,2

59,2

6,1

5,1

-

-

Ферганская

55,7

79,5

30,3

18,9

14,0

1,6

-

-

Хорезмская

73,8

31,1

26,2

65,5

-

3,4

-

-

г. Ташкент

62,8

34,9

36,0

44,2

1,2

6,9

-

14

Город

71,5

46,6

21,7

43,5

6,4

7,6

0,4

2,3

Село

62,5

63,0

27,7

30,7

9,6

5,9

0,2

0,4

 

 

Опросом выявлено мнение граждан относительно их оценки динамики изменений противодействия коррупции. Большинство граждан – 77,1% положительно оценивает динамику изменений процесса борьбы с коррупцией. Как показывает мониторинг общественного мнения, за последний год произошел значительные рост числа граждан – на 9,3%, по мнению которых в Узбекистане наблюдается положительная динамика процесса борьбы с коррупцией. Население считает, что это связано с проводимой в последнее время в стране антиккоррупционной политикой, принятием Закона «О противодействии коррупции» и с ведением института «Народных приемных» способствующих открытости и «прозрачности»  деятельности государственных организаций, ведомств и министерств.

Мониторингом зафиксировано снижение числа респондентов ответивших, что они «не владеют информацией по данному вопросу». Можно со значительной степенью вероятности утверждать, что среди населения возросла информированность
об антикоррупционных  мерах предпринимаемых в стране, о том, что граждане стали более осведомленными о мероприятиях, направленных на реализацию государственных программ в области противодействия коррупции, а также об эффективности работы средств массовой информации по повышению правового сознания и правовой культуры, формирования в обществе средствами массовой информации нетерпимого отношения
к коррупции.

 

Рис. 5. Как Вы оцениваете динамику изменений в процессе борьбы с коррупцией?

(в % от числа опрошенных респондентов)

 

Согласно полученным результатам опроса 65,8% граждан уверены в том,
что большую часть коррупционеров постигает неотвратимое возмездие за совершенные преступления.

          Мониторингом выявлена стабильная тенденция роста числа граждан, отвечающих, что «большую часть должностных лиц, совершивших коррупционные правонарушения постигает неотвратимое наказание».

 

Таблица 10. По Вашему мнению, всех ли должностных лиц постигает неотвратимое возмездие за совершенные ими коррупционные деяния?
 
(в % от числа опрошенных респондентов)

 

 

Большую часть

Меньшую часть

Единицы

Никого

Затруднились ответить

2014г.

47,1

19,0

11,8

1,1

21,0

2015г.

51,9

13,9

8,2

0,7

25,3

2016г.

55,9

15,4

10,1

0,6

18,0

2017г.

65,8

15,7

4,8

0,5

13,2

 

 

В ходе исследования был определен Индекс эффективности противодействия коррупции. Данный показатель определялся в результате измерения суммарной доли ответов на вопросы-индикаторы, позволяющие определить мнение респондентов об эффективности проводимых в стране антикоррупционных мер.

          Для получения суммарной оценки использовались ответы на вопросы-индикаторы и соответствующие им процентные показатели: «По Вашему мнению, насколько успешно ведется борьба с коррупцией в нашей стране?» и «Как Вы оцениваете динамику изменений в процессе борьбы с коррупцией?» и «По Вашему мнению, всех ли должностных лиц постигает неотвратимое возмездие за совершенные ими коррупционные деяния?».

 

Таблица 11. Индекс субъективной оценки гражданами эффективности противодействия коррупции

 

Компоненты эффективности противодействия коррупции (ЭПК)

Вопросы

Учитываемые варианты ответов

Показа-тели

2017

К1

«По Вашему мнению, насколько успешно ведется борьба с коррупцией в нашей стране?»

Достаточно успешно

0,54

К2

«Как Вы оцениваете динамику изменений в процессе борьбы с коррупцией?»

Динамика положительная

0,77

К3

«По Вашему мнению, всех ли должностных лиц постигает неотвратимое возмездие за совершенные ими коррупционные деяния?»

Большую часть

0,65

Индекс эффективности противодействия коррупции (ЭПК)

ЭПК = (К1+ К2+К3) / 3

0,65

 

В результате итоговых количественных ответов на вопросы-индикаторы определялось их среднее значение, показатель Индекса эффективности противодействия коррупции (ЭПК) определялся в интервале от «0» - неэффективность антикоррупционных мер – до «1» - искоренение коррупции во всех сферах общественной жизни.

Полученный таким образом Индекс эффективности противодействия коррупции (ЭПК) составил значение – 0,65, что соответствует высокой оценке гражданами эффективности осуществляемой в Узбекистане антикоррупционной политики и мерам, направленным на устранение причин ее провоцирующих.

          Опросом выявлено мнение граждан о том, какие меры противодействия коррупции на их взгляд являются самыми эффективными. Как показали результаты опроса, граждане считают, что самыми эффективными мерами противодействия коррупции является уголовная ответственность  и наказание за коррупционные преступления, повышение уровня правовой грамотности граждан и освещение в средствах массовой информации мероприятий, направленных на противодействие коррупции. 

 

 

 

Таблица 12. Как Вы считаете, какие меры являются самыми эффективными
в борьбе с коррупцией?
(многовариантные ответы, в %)

 

 

2015

2016

2017

Меры уголовной ответственности

59,5

62,5

61,0

Освещение борьбы с коррупцией в СМИ

43,0

33,1

34,8

Повышение уровня правовой грамотности граждан

29,4

31,6

40,2

Меры экономического воздействия

28,4

27,8

29,4

Повышение размера заработной платы

18,6

20,4

19,2

Установка камер наблюдения в кабинетах должностных лиц, в учебных аудиториях и др.

16,2

19,7

27,4

Затруднились ответить

3,5

3,0

1,4

 

В ходе исследования выяснялось мнение участников опроса относительно возможной степени эффективности воздействия той или иной меры по противодействию коррупции. Как показал опрос и при такой постановке вопроса, мнение преобладающего количества респондентов остается неизменным, а именно: наибольшей степенью эффективности воздействия в качестве превентивной меры борьбы с коррупцией является уголовная ответственность и наказание.

 

Таблица 13. Какова, по Вашему мнению, может быть степень позитивного воздействия нижеследующих мер на поведение граждан по предупреждению их вовлечения в коррупционную деятельность? (в % от числа опрошенных респондентов)

 

Степень воздействия

Сильная

Средняя

Слабая

Затрудняюсь ответить

2016

2017

2016

2017

2016

2017

2016

2017

Меры уголовной ответственности и наказания

84,6

77,1

11,7

17,3

0,6

1,2

3,1

4,4

Широкое освещение во всех средствах массовой информации конкретных случаев действий коррупционеров

80,1

70,4

12,5

17,5

1,8

4,7

5,6

7,4

Повышение размера возмещения нанесенного финансового и экономического ущерба в два или три раза

71,9

66,0

20,0

23,6

2,8

4,9

5,3

5,5

Установка камер наблюдения в кабинетах должностных лиц

59,2

63,5

25,7

21,6

7,1

6,1

8,0

8,8

Повышение правовой грамотности граждан и усиление общественного контроля

71,5

75,8

20,3

16,8

2,7

3,3

5,5

4,1

Повышение размера заработной платы

61,3

52,7

25,8

28,8

5,4

11,2

7,5

7,3

Введение электронных форм обращений граждан в исполнительные органы власти.

48,6

50,3

33,1

33,1

5,7

7,4

12,6

9,2

 

 

 

Как показали результаты опроса, в общественном мнении узбекистанцев проблема противодействия коррупции – это задача не только правоохранительных органов,
это первоочередная задача всего узбекистанского общества.
Противодействие коррупции, по мнению граждан, должно включать в себя не только  систему наказания, основанную на неотвратимости ответственности за совершенные коррупционные правонарушения, в том числе и уголовную ответственность, но и профилактические мероприятия, повышающие правовое сознание и правовую культуру  населения, особенно молодежи, формирующие в обществе нетерпимое отношение к коррупции, а также  создание условий для еще большей открытости и прозрачности деятельности исполнительных органов власти и усиления общественного контроля со стороны институтов гражданского общества.

 

          В целом, по мнению узбекистанцев, деятельность государственных органов
и организаций по противодействию коррупции, работа по профилактике
и предупреждению коррупции в различных сферах жизнедеятельности государства
и общества, своевременное выявление и пресечение коррупционных преступлений, устранение их последствий, причин и условий, им способствующих являются эффективными. Большинство граждан поддерживают антикоррупционные меры, предпринимаемые в рамках  Государственной программы по противодействию коррупции и одобряют инициативы Главы государства, направленные на дальнейшее развитие
и модернизацию страны, совершенствование государственного управления, противодействие коррупции и искоренение коррупции во всех сферах общественной жизни.

 

D. О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА
В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

 

Cогласно статье 4 Закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции»[2] одним из основных принципов предотвращения коррупции является взаимодействие государства и гражданского общества. Исследование выявило мнения граждан
об основных аспектах взаимодействия государства и общества по вопросам выявления
и предотвращения коррупционных нарушений.

По результатам исследования 41,3% узбекистанцев считает, что государство, его правоохранительная система и органы управления и контроля могут эффективно противодействовать и бороться с коррупцией только в тесном сотрудничестве и при непосредственной и активной поддержке общества и его гражданских институтов. В ряде регионов, таких как Андижанская, Джизакская, Сырдарьинская, Ферганская, Хорезмская области и в столице такой точки зрения придерживается большинство респондентов.

В то же время 38,3% опрошенных придерживается точки зрения, что противодействие коррупции является прерогативой государства. Такое мнение превалирует среди жителей Бухарской, Кашкадарьинской областей и Республики Каракалпакстан.

 

 

Таблица 14. Может ли государство без поддержки общества противодействовать коррупции? (в % от общего числа опрошенных)

 

 

Да

Нет

Затруднились ответить

Всего

38,3

41,3

20,5

Республика Каракалпакстан

50,8

23,2

26,0

Андижанская

35,6

61,4

3,0

Бухарская

58,7

16,3

25,0

Джизакская

38,6

52,3

9,1

Кашкадарьинская

62,5

17,3

20,2

Навоийская

36,4

48,5

15,1

Наманганская

42,2

40,0

17,8

Самаркандская

32,3

19,4

48,3

Сурхандарьинская

49,4

38,6

12,0

Сырдарьинская

10,7

78,6

10,7

Ташкентская

40,8

46,9

12,3

Ферганская

21,3

68,9

9,8

Хорезмская

26,2

68,9

4,9

г.Ташкент

20,9

50,0

29,1

 

 

Результаты опроса показали, что среди респондентов, убежденных в необходимости участия граждан в противодействии коррупции больше горожан, чем сельских жителей, мужчин больше, чем женщин. Анализ в разрезе возраста респондентов выявил следующую тенденцию:- чем старше респонденты и чем выше уровень их образования, тем чаще они разделяют убежденность в том, что  эффективная  борьба с коррупцией невозможна без  участия в ней общества.

Таблица 15. Может ли государство без поддержки общества противодействовать коррупции? (в % от общего числа опрошенных)

 

 

Да

Нет

Затруднились ответить

Всего

39,5

42,1

18,4

Город

35,6

43,3

21,1

Село

41,0

39,2

19,8

Мужчины

37,0

44,1

18,9

Женщины

39,3

39,0

21,7

18-19 лет

36,0

36,0

28,0

20-29 лет

39,2

40,1

20,7

30-39 лет

40,1

37,1

22,8

40-49 лет

38,8

39,7

21,5

50-59 лет

38,2

44,1

17,7

60-69 лет

37,0

47,8

15,2

70 лет и старше

28,3

50,0

21,7

Неоконченное среднее

37,8

35,1

27,0

Полное среднее

38,9

40,8

20,4

Среднее специальное

34,6

42,2

23,2

Среднее техническое

43,8

35,7

20,5

Неоконченное высшее

20,0

43,3

36,7

Высшее

34,7

53,5

11,8

 

          По мнению респондентов, граждане могли бы оказать содействие государственным органам в противодействии коррупции, непосредственно участвуя в выявлении случаев коррупции, а также путем воспитания своего правового сознания и повышения уровня правовой культуры, не позволяя вовлечь себя в противоправные действия. Участники опроса считают, что  граждане не должны провоцировать должностные лица
на злоупотребление своим служебным положением.

          Более половины опрошенных - 57,6% оценили существующий уровень взаимодействия государства с обществам в противодействии коррупции как высокий. Этому способствовало введение инициированной Главой государства новой системы ведения активного и открытого диалога с гражданами, работа с обращениями физических и юридических лиц в виде института народных приемных, функционирование Виртуальной приемной Президента.

          В то же время 32,7% респондентов оценили уровень взаимодействия как средний,
а 7,1%-как низкий. Такие результаты исследования свидетельствуют о необходимости дальнейшей работы по развитию сотрудничества между государством и обществом
в противодействии коррупции.

 

Рис. 6. Как Вы оцениваете существующий уровень взаимодействия и сотрудничества государства с обществом в противодействии коррупции?

 (в % от общего числа опрошенных)

 

В ходе опроса граждане ответили на вопрос: «Как Вы думаете, что необходимо предпринять для того, чтобы повысить уровень взаимодействия государственных органов и общества в процессе противодействия коррупции?». Более трети опрошенных убеждены, что наиболее эффективной мерой для повышения уровня такого взаимодействия является ведение прямого диалога органов государственной власти
с гражданами страны.

По мнению респондентов, необходимо также повышать правовую культуру населения, их информированность в сфере законодательства, направленного
на противодействие коррупции. Граждане считают, что для повышения эффективности
и результативности такого взаимодействия необходимо активно вовлекать в процесс противодействия коррупции институты гражданского общества, ННО, органы самоуправления граждан.

 

 

Таблица 16. Как Вы думаете, что необходимо предпринять для повышения уровеня взаимодействия государственных органов и общества в процессе противодействия коррупции?   (в % от общего числа опрошенных)

 

Варианты ответов

%

Вести диалог с народом

36,4

Повысить правовую грамотность и правовую культуру населения

17,6

Расширять  участие институтов гражданского общества, ННО, органов самоуправления граждан в процессе противодействия коррупции

14,1

Широко освещать во всех средствах массовой информации конкретные случаи коррупции, разоблачение взяточников

6,1

Совершенствовать законодательство

2,9

Затрудняюсь ответить

32,9

 

В целом, как показали результаты исследования, участники опроса убеждены,
что эффективность противодействия коррупции зависит от взаимодействия государства
и гражданского общества, уровня правовой культуры жителей страны, их активной гражданской позиции.

 

Е.  ОТНОШЕНИЕ ГРАЖДАН К КОНКРЕТНЫМ СЛУЧАЯМ КОРРУПЦИИ

 

В ходе опроса его участники ответили на вопрос: «Известны ли Вам какие-либо конкретные случаи коррупции, которые имели место в жизни членов Вашей семьи или Ваших близких?». Во всех регионах страны большинство участников опроса ответили
на данный вопрос отрицательно, отметив, что им неизвестны случаи, когда их близкие сталкивались со случаями коррупции.

 

Таблица 17. Известны ли Вам какие-либо конкретные случаи коррупции,
которые имели место в жизни членов Вашей семьи или Ваших близких?
(в % от числа ответивших, что им известны подобные случаи)

 

 

Да

Нет

Отказ от ответа

Затрудняюсь ответить

Всего

10,9

77,3

2,5

9,2

Республика Каракалпакстан

4,8

88,9

1,6

4,7

Андижанская

18,8

61,4

3,0

16,8

Бухарская

-

96,8

-

3,2

Джизакская

13,6

79,5

2,3

4,6

Кашкадарьинская

12,5

84,6

1,9

1,0

Навоийская

3,0

97,0

-

-

Наманганская

12,2

66,7

0

21,1

Самаркандская

16,9

59,7

0,8

22,6

Сурхандарьинская

15,9

75,6

-

8,5

Сырдарьинская

17,9

82,1

-

-

Ташкентская

11,2

76,5

4,1

8,2

Ферганская

3,3

95,1

0,8

0,8

Хорезмская

14,8

75,4

-

9,8

г. Ташкент

4,7

69,8

17,4

8,1

 

          Среди респондентов, утвердительно ответивших на данный вопрос горожан несколько больше, чем сельских жителей, а мужчин - больше чем женщин.

Таблица 18. Известны ли Вам какие-либо конкретные случаи коррупции,
которые имели место в жизни членов Вашей семьи или Ваших близких?
(в % от числа ответивших, что им известны подобные случаи)

 

 

Да

Нет

Отказ от ответа

Затрудняюсь ответить

Город

12,5

72,8

3,6

11,1

Село

9,3

82

1,5

7,2

Мужчины

13,0

75,8

2,8

8,4

Женщины

9,2

78,6

2,3

9,9

 

 

Как показал опрос, большинство известных респондентам случаев коррупционных действий связаны с вымогательством взятки со стороны должностных лиц у близких людей участников опроса, 8,4% опрошенных ответили, что их родственник или знакомый сам предлагал взятку, 6,8%  указали, что их близкому предлагали взятку, 3,4% участников опроса признались, что его родственник или друг занимался вымогательством взятки.

Рис. 7. У Вашего родственника или близкого человека вымогали взятку или он сам вымогал взятку? (в % от числа ответивших, что им известны подобные случаи)

 

Согласно результатам опроса, за исследуемый период значительно сократилось число респондентов, чьи близкие, подвергшись вымогательству, позволили вовлечь себя
в коррупционные действия. Все больше граждан отказываются передавать или принимать взятку, предпочитая законные способы решения своей проблемы.

Рис. 8. Какой была реакция Ваших родственников или близких на обращенные
к нему случаи вымогательства или предложение ему взятки?

(в % от числа ответивших, что им известны подобные случаи)

 

В ходе исследования респонденты ответили на вопрос о мотивах поведения своего близкого человека, оказавшегося вовлеченным в коррупционные действия.

Как показали результаты опроса, в большинстве случаев граждане предлагают должностному лицу материальное вознаграждение, стремясь решить стоящую перед ним проблему.

Часть респондентов объясняет такое поведение своего родственника или друга правилами, принятыми в обществе: «он просто поступил как все, не хотел выделяться», «это был общепринятый акт благодарности».

Такие ответы давали преимущественно городские жители, сельчане значительно реже ссылались на эту причину. Такие результаты опроса свидетельствуют о необходимости дальнейшей работы по формированию у населения нетерпимого отношения к различным проявлениям коррупции во всех сферах жизни общества.

Респонденты отмечали, что близкий человек согласился дать взятку по причине низкого уровня своей правовой грамотности, незнанию своих прав.

 

Таблица 19. По какой причине Ваш родственник, друг дал взятку?

(в % от числа ответивших, что их близкий человек дал взятку)

 

Варианты ответов

Всего

Он стремился решить вставшую перед ним проблему

75,0

Он просто поступил как все, не хотел выделяться

18,2

Это был общепринятый акт благодарности

6,8

Он просто не знает своих прав

4,5

Это помогло ему уйти от уголовной ответственности

4,5

 

 

Большинство респондентов, чей родственник или друг, используя должностное положение, получил незаконное материальное вознаграждение, такое поведение объясняют правилами, сложившимися в организации, где он работает: «Он не хотел выделяться, поступил как все сотрудники организации, где он работал», «Он это воспринял как естественный акт благодарности».

 

 

Таблица 20. По какой причине Ваш родственник, друг получил взятку?

(в % от числа ответивших, что их близкий человек получил взятку.
Респондентам предложено выбрать два варианта ответов)

 

 

Варианты ответов

Всего

Он не хотел выделяться, поступил как все сотрудники организации, где он работал

61,2

Он это воспринял как естественный акт благодарности

22,5

Он сам хотел быстрее решить вопрос и избавится от проблемы

19,8

Затрудняюсь ответить

21,9

 

 

На вопрос о том, приходилось ли участникам опроса лично сталкиваться
со случаями коррупции, абсолютное большинство (86,3%) опрошенных ответили отрицательно. Отмечено, что этот показатель возрос за исследуемый период. Около 7% респондентов признались, что им приходилось сталкиваться с такими случаями.

 

Рис. 9. Сталкивались ли Вы лично с проявлениями коррупции?

(в % от общего числа опрошенных)

 

          Абсолютное большинство проявлений коррупции, с которыми сталкивались участники опроса, связаны с вымогательством у них материального вознаграждения
за действия, которое должностное лицо может или должно совершить с использованием своего служебного положения. Согласно результатам опроса, наиболее часто вымогательству подвергались предприниматели, фермеры, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой  деятельностью.

 

Рис. 10. Этот случай был связан с тем, что у Вас вымогали взятку
 или Вам предлагали взятку?   
(в % от числа ответивших, что они лично сталкивались
с подобными случаями)

 

 

Исследованием выявлено, что в последнее время все больше граждан отказываются совершать противоправные действия и предпочитают решать свои проблемы законным способом: в 2016 году 58,9% респондентов ответили, что, оказавшись в ситуации, когда должностное лицо  вымогало у них взятку, согласились передать вымогателю требуемое материальное вознаграждение, в 2017 году данный показатель сократился до 44,4%.

Это свидетельствует об эффективности механизма ведения прямого диалога
с народом посредством народных приемных, единого портала интерактивных государственных услуг, электронных приемных государственных организаций, министерств, хокимиятов и др., помогающих гражданам решить свои проблемы
и защитить законные права и интересы.

 

F.  ОТНОШЕНИЕ ГРАЖДАН К ВЫМОГАТЕЛЬСТВУ И ВЗЯТОЧНИЧЕСТВУ

 

В Уголовном Кодексе Республики Узбекистан понятие  взяточничество трактуется как «получение, дача взятки или посредничество в этих преступлениях»[3]. Вымогательство – требование должностным лицом взятки под угрозой совершения таких действий по службе, которые могут причинить  ущерб законным интересам взяткодателя, либо умышленное создание условий, при которых он вынужден дать взятку для предотвращения вредных последствий его правоохраняемым интересам.[4]

 

В целом результаты опросов свидетельствуют о том, что в узбекистанском обществе взяточничество и вымогательство рассматриваются как глубоко аморальные
и осуждаемые виды поведения.

Граждане страны убеждены, что вымогательство и взяточничество являются абсолютно недопустимым явлением и крайне отрицательно относятся к этим проявлениям коррупции. Об этом в ходе опроса заявило абсолютное большинство респондентов во всех регионах страны, в городской и сельской местности, независимо от возраста, уровня образования и квалификации, этнического и социального происхождения.

Показатель, характеризующий число респондентов, заявивших о своем нетерпимом отношении к коррупции, находится на стабильно высоком уровне, что свидетельствует о том, что во взглядах граждан происходит осознанный перелом в отношении коррупции как серьезному социальному злу, несущему угрозу социально-экономическому развитию и политической стабильности общества.

 

Рис. 11. Как Вы считаете, допустимы ли коррупция, в том числе вымогательство и взяточничество в целом в жизни нашего общества? (в % от общего числа ответивших)

 

 

Опрос выявил мнения респондентов о сложившемся в обществе отношении
к получению взятки должностным лицом, вымогательству взятки с граждан с одной стороны и способу решения проблем путем передачи взятки должностному лицу -
с другой.

Отмечено, что большинство участников опроса (72,6%) убеждены, что получение (или вымогательство) взятки является осуждаемым обществом поведением, считается аморальным и безнравственным. По мнению респондентов, к даче взятки отношение населения несколько более терпимое – его считают осуждаемым видом поведения 63,9% опрошенных.

Граждане оправдывают такой способ решения проблем, считая, что люди вынуждены прибегать к нему под давлением обстоятельств и передают взятку только когда нет другого выхода из сложившейся ситуации.

Часть опрошенных (22,3%) считает, что в отношении получения взяток в обществе существует двойная мораль - все осуждают это явление на словах, но на практике либо дают, либо сами берут взятки.

В еще большей степени (29,2%) такое отношение распространяется на дачу взятки, как способ решения проблем. Отмечено, что чем старше респонденты, тем чаще они констатировали наличие такого терпимого отношения к взяточничеству.

Такие результаты опроса свидетельствуют о необходимости дальнейшей работы
по повышению уровня правой культуры населения, созданию в обществе атмосферы нетерпимости к любому поведению, оправдывающему подобное поведение.

 

 

G.   ГРАЖДАНЕ - КОРРУПЦИЯ – СМИ

 

 

В статье 15 Закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции» [5] закреплено участие средств массовой информации в противокоррупционной деятельности. Одним из  направлений работы СМИ Законом определяется освещение «мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в области противодействия коррупции, в том числе на повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции»

В ходе исследования было выявлено общественное мнение о работе СМИ
по освещению процесса противодействия коррупции.

Как показали результаты опроса, большинство граждан проявляет интерес
к проблеме борьбы с коррупцией: 77,5% участников опроса отметили, что в той или иной степени интересуется этой темой.

Абсолютное большинство граждан получает информацию о борьбе
с коррупционными преступлениями через каналы Государственного телевидения, каждый четвертый респондент - через каналы негосударственного телевидения, каждый шестой - посредством периодической печати.

 

Таблица 21. Из каких средств массовой информации Вы получаете информацию
о борьбе с коррупцией в нашей стране?
(многовариантные ответы, в %)

 

Виды СМИ

2016

2017

Государственное телевидение Узбекистана

92,8

94,2

Негосударственные каналы Узбекистана

23,7

26,2

Государственные радиостанции Узбекистана

12,1

11,2

Государственные печатные СМИ: газеты, еженедельники и журналы Узбекистана

13,9

17,4

Негосударственные газеты, еженедельники, журналы Узбекистана

4,2

7,6

Интернет-сайты Министерств и ведомств, государственных и негосударственных организаций Узбекистана

2,5

5,8

 

 

Как показали результаты опроса, граждане страны в целом удовлетворены работой СМИ по освещению проводимой работы по противодействию коррупции.

Большинство респондентов считает, что средства массовой информации уделяют теме борьбы с коррупцией достаточно внимания. Жители села чаще разделяют такое мнение, чем горожане, а женщины - чаще, чем мужчины.

 

 

Таблица 22. Как Вы считаете, достаточно ли внимания уделяют СМИ теме борьбы
с коррупцией?  
(в % от числа опрошенных респондентов)

 

 

Достаточно

Нет,
не достаточно

Затрудняюсь ответить

2016

2017

2016

2017

2016

2017

Всего

61,5

64,1

31,1

31,5

7,4

4,4

Город

64,3

54,6

30,3

38,9

5,4

6,1

Село

51,5

73,1

40,9

24,4

7,6

2,5

Мужчины

60,3

60,0

32,1

35,7

7,6

4,3

Женщины

54,8

67,7

35,6

27,7

9,6

4,6

 

 

 

Мониторинг общественного мнения выявил рост числа респондентов, убежденных
в том, что отечественные СМИ выполняют свою функцию по информированию граждан о фактах и случаях коррупции. Число негативных оценок деятельности СМИ в этой сфере за исследуемый период сократилось.

 

Таблица 23. Как Вы считаете, СМИ страны выполняют свою функцию
по информированию граждан о фактах и случаях коррупции?

(в % от числа опрошенных респондентов)

 

СМИ

2016

2017

Информируют о борьбе с коррупцией, взяточничеством и вымогательством, проводимой в обществе в достаточной степени

38,8

47,7

Информируют о борьбе с коррупцией, но освещают данную проблему в недостаточно степени

42,9

37,8

Освещают и информируют только об отдельных малозначимых фактах и случаях коррупции и взяточничества

10,0

8,6

Информируют о фактах коррупции и взяточничества только после принятия судебного решения

4,7

4,3

Нет, не выполняют свою функцию в отношении этой проблемы

1,4

1,3

Затруднились ответить

2,2

0,3

 

 

Исследованием выявлено общественное мнение о различных аспектах работы отечественных СМИ по освещению проблемы коррупции.

Согласно полученным результатам, за исследуемый период качество работы СМИ по информированию населения о борьбе с коррупцией значительно повысилось. Особенно это касается освещения конкретных коррупционных преступлений, анализа их причин
и обстоятельств, а также оперативности работы СМИ по информированию о фактах коррупции.

 

Таблица 24. Как Вы оцениваете работу СМИ страны по информированию граждан
о фактах коррупции?  
(в % от числа опрошенных респондентов)

 

 

Хорошо

Удовлет-ворительно

Неудовлет-ворительно

Затруд. ответить

2016

2017

2016

2017

2016

2017

2016

2017

Оперативное информирование о фактах коррупции

28,6

37,1

40,5

48,4

34,9

13,4

3,5

1,1

Подробное освещение фактов коррупции

22,1

34,6

39,5

46,9

28,8

16,9

6,0

1,2

Анализ причин и обстоятельств конкретных фактов коррупции коррупции,

20,1

36,9

45,1

40,6

13,9

20,1

6,2

2,0

Оглашение и публикация  судебных расследований, связанных с выявленными коррупционерами

32,5

34,2

47,4

36,6

19,9

24,9

6,8

4,3

Освещение и анализ нанесенного материального, правового и морального ущерба

31,0

34,6

42,3

46,2

11,4

16,0

7,6

3,2

Результаты проведенного следствия по раскрытию преступлений, связанных с коррупцией и взяточничеством

34,2

36,7

46,8

43,0

6,7

16,6

6,9

2,8

Решение суда в отношении разоблаченных коррупционеров

38,8

43,8

46,5

42,5

34,9

11,2

3,5

1,8

 

 

 

 

H.   НАСТРОЕНИЯ ГРАЖДАН В ОТНОШЕНИИ ПЕРСПЕКТИВ БОРЬБЫ

С КОРРУПЦИЕЙ

 

 

Результаты исследования свидетельствуют о том, что узбекистанцы поддерживают стратегию государства на решительную борьбу с коррупцией.

Граждане полностью одобряют меры, направленные на повышение эффективности и результативности антикоррупционной политики. О своей поддержке деятельности государства по противодействию коррупции заявило подавляющее большинство респондентов во всех регионах страны, городской и сельской местности, независимо от пола, возраста и социального происхождения.

 

 

 

 

Таблица 25. Поддерживаете ли Вы стратегию государства на решительную борьбу с коррупцией, взяточничеством и вымогательством?

(в % от общего числа опрошенных)

 

 

Да, поддерживаю

Затруднились ответить

Всего

96,1

3,9

Республика Каракалпакстан

100,0

-

Андижанская

98,0

2,0

Бухарская

100,0

-

Джизакская

100,0

-

Кашкадарьинская

96,1

3,9

Навоийская

100,0

-

Наманганская

100,0

-

Самаркандская

90,3

9,7

Сурхандарьинская

100,0

-

Сырдарьинская

100,0

-

Ташкентская

95,9

4,1

Ферганская

99,2

0,8

Хорезмская

96,7

3,3

г.Ташкент

79,0

21,0

Город

95,5

4,5

Село

96,7

3,3

Мужчины

95,3

4,7

Женщины

96,7

3,3

18-19 лет

92,0

8,0

20-29 лет

97,7

2,3

30-39 лет

95,1

4,9

40-49 лет

94,6

5,4

50-59 лет

97,9

2,1

60-69 лет

100,0

-

70 лет и старше

92,0

8,0

 

 

Граждане убеждены, что меры, инициированные Главой Государства по повышению эффективности и результативности борьбы с коррупцией окажут позитивное влияние
на процесс противодействия коррупции и искоренения этого явления из жизни общества.

 

Таблица 26. Как Вы считаете, окажут ли позитивное влияние меры, инициированные Главой Государства по противодействию коррупции?    (в % от общего числа опрошенных)

 

 

Да, окажут

Затруднились ответить

Всего

95,4

4,6

Республика Каракалпакстан

100,0

-

Андижанская

99,0

1,0

Бухарская

100,0

-

Джизакская

100,0

-

Кашкадарьинская

98,1

1,9

Навоийская

100,0

-

Наманганская

98,9

1,1

Самаркандская

83,9

16,1

Сурхандарьинская

96,4

3,6

Сырдарьинская

96,4

3,6

Ташкентская

96,9

3,1

Ферганская

97,5

2,5

Хорезмская

98,4

1,6

г.Ташкент

81,4

18,6

Город

93,7

6,3

Село

97,0

3,0

Мужчины

94,5

5,5

Женщины

96,0

4,0

 

 

В целом опрос выявил высокий социальный оптимизм узбекистанцев  в отношении осуществляемой в стране борьбы с коррупцией. Граждане убеждены, что принимаемые меры окажут позитивное влияние на искоренение такого социального зла, как коррупция.

 

ВЫВОДЫ

 

Результаты проведенного Центром изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» опроса общественного мнения «Борьба с коррупцией в зеркале общественного мнения»,  выполненного в режиме мониторинга, позволяют сделать следующие выводы:

 

  1. Опрос общественного мнения, подтвердил неоспоримый факт всенародной поддержки гражданами страны законодательной инициативы Президента Республики Узбекистан Шавката Миромоновича Мирзиёева о принятии Закона «О противодействии коррупции». Как показал опрос, абсолютное большинство граждан (91,5%)  положительно оценивает основные принципы антикоррупционной политики государства, изложенные в Законе «О противодействии коррупции» и Государственной программе по противодействию коррупции на 2017-2018 годы, направленные на консолидацию усилий и взаимодействие органов государственной власти, институтов гражданского общества и граждан страны в борьбе с этим негативным социальным явлением. Практически все социальные слои населения, мужчины и женщины, жители города и села, представители различных этнических групп и всех возрастных категорий выразили уверенность, что внедрение в практику целостной антикоррупционной стратегии будет  содействовать созданию дополнительных правовых гарантий обеспечения защиты прав и свобод граждан, способствовать повышению уровня правовой культуры и гражданского самосознания в обществе и искоренению коррупции во всех сферах общественной жизни.

 

  1. Опрос показал, что граждане страны осознают сущность проблемы коррупции и связанных с ней преступлений, возможные угрозы, которые они могут нанести стабильности и безопасности страны, проведению демократических преобразований в государственном и общественном строительстве, экономическому росту и развитию государства в целом и каждому гражданину в частности. 56,8% участников опроса считают, что такое негативное социальное явление как коррупция существует.  

 

  1. Большинство узбекистанцев – 76,3%, считают, что коррупция и связанные с ней правонарушения не являются повсеместно распространенным явлением, по мнению респондентов «проявления коррупции имеют место в отдельных сферах жизни общества».

 

  1. Результаты опроса позволили вывить, какая часть должностных лиц, согласно мнению граждан, использует свое положение в корыстных целях. По мнению 41,2% участников опроса большинство должностных лиц добросовестно выполняет работу и не использует свое положение в корыстных целях. По мнению четверти респондентов, соотношение государственных служащих, не использующих свое служебное положение с целью получения выгоды и тех, кто подвержен коррупции одинаковое.

 

  1. Как показал  опрос, основными причинами коррупции в узбекистанском обществе, по мнению  граждан, являются неразвитость гражданского общества, слабый общественный контроль за работой должностных лиц со стороны гражданского общества, недостаточный уровень правовой культуры. По мнению участников опроса, обширный круг полномочий должностных лиц, их возможность влиять на принятие решений, от которых зависит благополучие граждан, увеличивает риски возникновения коррупции. Одной из причин способствующих возникновению коррупции участники опроса назвали «невысокий уровень заработной платы служащих в отдельных сферах и отраслях».

 

  1. Результаты опроса выявили мнение граждан относительно причин, побуждающих должностных лиц использовать свое положение в корыстных целях и совершать коррупционные правонарушения. Каждый второй участник опроса уверен, что основными факторами, побуждающими должностных лиц совершать коррупционные преступления, является стремление обогатиться и улучшить свое материальное положение. По мнению респондентов, отдельные должностные лица совершают противоправные действия по причине того, что граждане сами провоцируют их, предлагая материальное или другое какое-либо вознаграждение за помощь и содействие в решении волнующего их вопроса.

 

  1. Опрос общественного мнения показал, что абсолютное большинство узбекистанцев - 91,8%, высоко оценивает осуществляющиеся в стране меры  направленные на предупреждение, выявление, пресечение коррупционных правонарушений, а также причин и условий способствующих коррупции, считая их эффективными и успешными. Как показывает мониторинг общественного мнения, за последний год произошел значительные рост числа граждан – на 9,3%, по мнению которых в Узбекистане наблюдается положительная динамика процесса борьбы с коррупцией, которая связанна с проводимой в последнее время в стране антиккоррупционной политикой, принятием Закона «О противодействии коррупции», с ведением института «Народных приемных» способствующих открытости и «прозрачности»  деятельности организаций, ведомств и министерств.

 

  1. Мониторингом зафиксирован рост информированности населения об антикоррупционных  мерах осуществляемых в стране, о мероприятиях, направленных на реализацию Государственной программы по противодействию коррупции на 2017-2018 годы, что свидетельствует об эффективности работы средств массовой информации по повышению правового сознания и правовой культуры граждан, формирования нетерпимого отношения к коррупции в обществе.

 

  1. Согласно полученным результатам опроса 65,8% граждан уверены в том, что большую часть коррупционеров постигает неотвратимое возмездие за совершенные преступления. Мониторингом выявлена стабильная тенденция роста числа граждан, по мнению которых, «большую часть должностных лиц, совершивших коррупционные правонарушения постигает неотвратимое наказание».

 

  1. В ходе исследования был определен Индекс эффективности противодействия коррупции, который составил значение – 0,65, что соответствует высокой оценке гражданами эффективности осуществляемой в Узбекистане антикоррупционной политики и указывают на высокий уровень доверия населения политике Главы государства, приоритетом которой является искоренение коррупции во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.

 

  1. Как показали результаты опроса в общественном мнении узбекистанцев проблема противодействия коррупции - это задача не только правоохранительных органов, это первоочередная задача всего узбекистанского общества. Противодействие коррупции, по мнению граждан, должно включать в себя не только  систему наказания, основанную на неотвратимости ответственности за совершенные коррупционные правонарушения, в том числе и уголовную ответственность, но и профилактические мероприятия, повышающие правовое сознание и правовую культуру  населения, особенно молодежи, формирующие в обществе нетерпимое отношение к коррупции, а также  создание условий для еще большей открытости и прозрачности деятельности исполнительных органов власти и усиления общественного контроля со стороны институтов гражданского общества.

 

  1. По мнению участников опроса, деятельность органов и организаций по противодействию коррупции, работа по профилактике и предупреждению коррупции в различных сферах жизнедеятельности государства и общества, своевременное выявление и пресечение коррупционных преступлений, устранение их последствий, причин и условий, им способствующих являются эффективными. Большинство граждан полностью поддерживают антикоррупционные меры, предпринимаемые в рамках  Государственной программы по противодействию коррупции и одобряют инициативы Главы государства, направленные на дальнейшее развитие и модернизацию страны, совершенствование государственного управления, противодействие коррупции и ее искоренение коррупции во всех сферах общественной жизни.

 

  1. Результаты многолетних социологических опросов общественного мнения указывают на необходимость сбора и обобщения информации об основных тенденциях во мнениях узбекистанцев по реализации антикоррупционной политики государства, анализе мнений граждан о деятельности органов государственной власти, политических партий, общественных объединений и иных структур гражданского общества, об отношении граждан к основным проблемам антикоррупционной политики государства. Необходимо продолжить изучение общественного мнения в рамках Государственной программы по противодействию коррупции на 2017-2018 годы, органов и организаций осуществляющих и принимающих активное участие в борьбе с коррупцией, подготовку соответствующих обзоров, докладов и иных материалов, а также мониторинг эффективности мер направленных на предотвращение и искоренение коррупции.

 

  1. Как показали результаты опроса, 41,3% узбекистанцев убеждены, что эффективное противодействие коррупции  возможно только при непосредственной и активной поддержке общества и его гражданских институтов. Тесное сотрудничество органов управления и контроля и государства, его правоохранительной системы с одной стороны и гражданского общества с другой является залогом успеха борьбы с коррупцией и предотвращения случаев коррупционных преступлений.

 

  1. По мнению респондентов, граждане могут содействовать государственным органам в противодействии коррупции, непосредственно участвуя в выявлении коррупционных преступлений, а также путем повышения уровня своей правовой культуры, не  позволяя вымогателям вовлечь себя в противоправные действия. Участники опроса считают, что граждане не должны сами провоцировать должностные лица на злоупотребление служебным положением.

 

  1. В настоящее время более половины респондентов (57,6%) оценивают существующий уровень социального партнерства государства и общества в противодействии коррупции как высокий. Этому, по мнению граждан, способствовало введение инициированной Главой государства новой  системы ведения активного и открытого диалога с гражданами, работа с обращениями физических и юридических лиц в виде института народных приемных, функционирование Виртуальной приемной Президента.

 

  1. Результаты опроса свидетельствуют о том, что в узбекистанском обществе коррупция рассматривается как глубоко аморальное и осуждаемое явление, несущее угрозу стабильности безопасности страны, подрывающее доверие к государственным органам. Абсолютное большинство респондентов высказали мнение о недопустимости коррупции, вымогательства и взяточничества во всех сферах жизни страны. Вместе с тем, согласно результатам опроса в обществе имеет место двойная мораль в отношении взяточничества: осуждая такое поведение на словах, многие граждане на практике дают взятки для решения своих проблем. Это свидетельствует о необходимости дальнейшей работы по повышению правового сознания населения, воспитания у граждан  нетерпимого отношения ко всем проявлениям коррупции.

 

  1. Исследование  выявило высокий уровень заинтересованности граждан страны к проблеме борьбы с коррупцией. Отмечена тенденция к росту числа респондентов, убежденных в том, что отечественные  СМИ выполняют свою функцию по информированию граждан о фактах и случаях коррупции. В то же время, примерно каждый третий респондент считает, что СМИ уделяют недостаточно внимания теме противодействия коррупцией.

 

  1. В целом, как показывает мониторинг общественного мнения абсолютное большинство граждан страны (96,1%) полностью поддерживают стратегию государства на решительную борьбу с коррупцией, взяточничеством и вымогательством.. Результаты опроса по всем регионам, гендерным и возрастным категориям, представителям различных этнических групп, конфессий, работающих в различных сферах трудовой деятельности убедительно свидетельствуют о высокой поддержке и одобрении гражданами мер, инициированных Главой Государства по повышению эффективности мер по борьбе с коррупцией, в том, что они оказывают позитивное влияние на процесс противодействия коррупции и искоренения этого негативного явления из жизни общества.

 

 

Другие материалы рубрики

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД по результатам опроса общественного мнения БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

21 Декабря 2018

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

13 Декабря 2018

Семья и нравственность

12 Октября 2016

С 25 по 26 июня 2016 года Центром «Ижтимоий фикр» был проведён экспресс-опрос

30 Июня 2016

Жизнь центра

Все фотографии

Журнал

Все журналы

Ваше мнение

Нравится ли Вам наш новый сайт?

Все опросы