Миграционные процессы в зеркале общественного мнения

Главная / Публикации в сми / Миграционные процессы в зеркале общественного мнения
30 Июля 2019

Миграционные процессы в зеркале общественного мнения

Республиканский центр изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» провел социологический опрос «Миграционные процессы в зеркале общественного мнения».

В соответствии с Постановлениями Президента Республики Узбекистан от 11 июля 2017г. «О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов внутренних дел в сфере миграционных процессов и оформления гражданства», а также от 5 июля 2018г. «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы внешней трудовой миграции Республики Узбекистан» и от 14 июля 2018г. «О мерах по совершенствованию и повышению эффективности работы по обеспечению занятости населения», в проведенном исследовании общественного мнения были поставлены следующие задачи: выявить в режиме мониторинга характер, особенности и причины миграционных процессов в Узбекистане; изучить миграционные настроения граждан, в том числе связанные с трудовой и образовательной миграцией; выявить степень социальной и правовой уязвимости трудовых мигрантов в отношении угрозы попадания в сети торговцев людьми.

В опросе приняли участие жители всех регионов страны в возрасте от 18 лет и старше, проживающие в городской и сельской местности, мужчины и женщины, представители различных социальных слоев, национальностей и конфессий, работающие в различных сферах и отраслях.

Опрос общественного мнения показал, что абсолютное большинство узбекистанцев (98,2%) не планирует навсегда покидать Родину и связывает с ней свое будущее. Мониторинг результатов опроса за последние годы свидетельствует о стабильно высоком показателе числа граждан, заявивших о своем намерении жить в Узбекистане. Данная тенденция прослеживается во всех регионах вне зависимости от местности проживания и поло-возрастных характеристик.

Следующим этапом проведения исследования, было изучение вопросов, связанных с трудовой миграцией. Исследование показало, что трудовая миграция является важной составляющей современного мирового порядка, оказывающей разнообразное влияние на состояние и перспективы развития регионов и стран мира.

Действующее законодательство позволяет гражданам нашей страны трудоустройство в других странах мира по межведомственным и межправительственным контрактам, а также по частным контрактам при содействии Агентства по вопросам внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан. По мнению опрошенных, в республике создана необходимая инфраструктура по управлению и упорядочению миграционных процессов.

Граждане с удовлетворением отмечали, что Главой государства и Правительством разработан и подписан ряд документов, законодательных и правовых актов, которые направлены на развитие социально-экономической сферы, развитие малого бизнеса и частного предпринимательства, активное привлечение иностранных инвестиций, разработку программ занятости и трудоустройства населения, установление новых международных связей для регулирования и легализации трудоустройства граждан Узбекистана.

Опрос показал, что граждане осведомлены о Постановлении Президента страны Ш.М. Мирзиёева, согласно которому был создан Фонд поддержки и защиты прав интересов граждан, работающих за рубежом, основными функциями которого является их правовая и материальная поддержка, а также защита от насилия, принудительного труда и дискриминации или нарушению трудовых и иных прав.

Узбекистан развивает систему упорядочения организации и механизма выезда граждан для осуществления трудовой деятельности за рубежом, дальнейшего развития инфраструктуры органов по труду, обеспечивающих трудоустройство за рубежом. На сегодняшний день подписаны ряд двухсторонних соглашений со многими странами мира: Российской Федерацией, Республикой Корея, Польшей, Турцией, Латвией и др.

Результаты опроса показали, что 8,3% опрошенных граждан изъявили о своем желании поработать в другой стране, а затем вернуться на Родину. Исследование показало, что мужчины более позитивно относятся к вопросу трудовой мобильности, чем женщины.

Согласно результатам опроса, граждане чаще выезжают в другую страну на заработки сроком на полтора года (31,5%), немного реже – на полгода (22,8%) и 3 месяца (13,0%). Процент тех, кто стремится выехать на заработки на более длительный период, незначителен.

Факторами, влияющими на выбор гражданами страны трудовой миграции, является наличие в ней родственников и друзей, способных оказать поддержку, условия и простота въезда/ выезда в страну, в которой они планируют работать, а также предполагаемые условия трудоустройства.

Как свидетельствуют результаты опроса, наиболее предпочтительной сферой деятельности, как для мужчин, так и для женщин, проживающих в городской и сельской местности, является предпринимательство. На втором месте предпочтений мужчины-мигранты в большей степени ориентированы на работу в сфере строительства, тогда как женщины предпочитают найти работу в социальной сфере.

Как показал опрос, треть респондентов из числа желающих выехать в трудовую миграцию, предпринимает конкретные действия с целью выезда в другую страну в трудовую миграцию. Опрос выявил, что ежегодно увеличивается число лиц, решающих вопрос своего трудоустройства в другой стране посредством Агентства по вопросам внешней трудовой миграции (с 35,1% в 2017г. до 41,3% в 2019г.) Такие результаты свидетельствуют о том, что потенциальные мигранты все больше осознают преимущества легального способа выезда в трудовую миграцию и все чаще хотят использовать возможности официального трудоустройства зарубежом.

Опрос выявил, что большинство потенциальных мигрантов готовы изменить решение об отъезде в другую страну на работу в случае, если смогут трудоустроиться по месту жительства в соответствии с полученным образованием, квалификацией и оплатой труда. Для опрошенных респондентов наличие работы с приемлемой зарплатой представляется наиболее важным аргументом, чтобы изменить свое намерение об отъезде в трудовую миграцию.

Свыше половины опрошенных граждан отметили, что один раз в месяц или один раз в два-три месяца получают материальную (денежную) помощь от своего близкого родственника, находящегося в другой стране в трудовой миграции. Большинство общаются со своим родственником-трудовым мигрантом минимум один раз в неделю, а каждый третий респондент – один раз в две недели.

Опрос показал, что трудовые мигранты, работающие в другой стране нелегально, нередко становятся жертвами обмана и торговли людьми. Нелегальное положение мигрантов предоставляет работодателям возможность их чрезмерно эксплуатировать. Многие предприятия и компании, использующие труд нелегальных мигрантов, действуют в теневом секторе экономики. Нелегальные мигранты часто становятся жертвами насилия и сталкиваются с разного рода угрозами и проблемами, находясь при этом вне поля зрения властей, так что обеспечение их прав и безопасности становится актуальной проблемой.

В этой связи логика исследования ставила целью выяснить, в какой степени потенциальные трудовые мигранты информированы о том, как себя вести и куда обратиться в случае возникновения нестандартных ситуаций.

В ходе опроса было выявлено, насколько потенциальные трудовые мигранты информированы о том, в какие органы и инстанции необходимо обратиться в случае, если их права и интересы будут нарушены. Исследованием выявлено повышение уровня информированности потенциальных мигрантов в данном вопросе. Мужчины, как правило, в большей степени осведомлены о своих правах трудового мигранта, чем женщины. В возрастном разрезе больше всего респондентов, ответивших, что знают, куда и к кому обратиться в другой стране в случае, если его права трудового мигранта будут нарушены, отмечено среди опрошенных возрастных групп 50-59 лет и 40-49 лет.

На вопрос: «Куда и к кому Вы обратитесь в другой стране в случае, если Ваши права трудового мигранта будут нарушены?» - большинство потенциальных мигрантов (67,8%) намерены обратиться за поддержкой в дипломатические ведомства: посольство или консульство Республики Узбекистан. Данный показатель находится на стабильно высоком уровне на протяжении последних лет.

Одной из целей исследования было выявить различные аспекты образовательной миграции граждан Узбекистана, отношение граждан к получению образования за рубежом.

За последние годы Узбекистан наладил сотрудничество и партнерские отношения со многими государствами мира в сфере образования. Открыты филиалы международных высших учебных заведений, в которых молодежи предоставляется возможность получить образование по международному стандарту или по определенной специфике, не покидая при этом Родину и не разлучаясь с семьей. Так, только за последние годы были открыты: Международный университет туризма "Шелковый путь", Магистратура Вебстерского университета США при Узбекском государственном университете мировых языков, Университет Ёджу (Южная Корея), Университетом Пучон (Республика Корея), филиал Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» (Россия), филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (Россия), филиал Московского государственного института международных отношений (Россия) и др.

Наиболее популярными направлениями образовательной миграции, как показали результаты опроса, являются учебные заведения Российской Федерации, Южной Кореи, европейских стран и стран СНГ.

В исследовании ставилась задача выявить, какая часть граждан, получивших образование за рубежом, возвращается на Родину после окончания учебы, а сколько из них остается в другой стране. Для этого респондентам был задан вопрос: «Вернулся ли домой член Вашей семьи после окончания учебы в другой стране?».

Свыше половины опрошенных ответили, что члены их семьи, обучающиеся за рубежом, еще продолжают обучение. Количество граждан, вернувшихся в страну по окончании учебы, находится на стабильном уровне и составило, по данным опроса, 37,0%.

Подавляющее большинство (88,2%) участников опроса, чьи дети или другие близкие родственники получают образование за рубежом или уже закончили учебу, хотели бы, чтобы член их семьи вернулся домой. Позиция каждого десятого участника опроса (11,8%) состоит в том, что его близкий человек сам должен самостоятельно принять решение - возвращаться на Родину или обосновываться в другой стране.

Кроме того, опрос показал,  что абсолютное большинство (82,4%) респондентов крайне негативно относится к тому, что многие молодые люди, граждане нашей страны уезжают в другие страны для получения образования, но обратно не возвращаются, принимая гражданство другой страны. Каждый десятый опрошенный относится безразлично к данному факту, 7,3% - положительно, объясняя это тем, что это личный выбор человека.

Опрос показал, что в Узбекистане укрепляется международное сотрудничество в сфере образования, подготовки и переподготовки кадров, проводится ряд программ образовательного обмена и образовательных грантов, разработанных как для студентов, так и для кандидатов на получение высших учёных степеней, способствующие свободному обмену информацией и укреплению взаимопонимания.

Опросом выявлено, что большинство граждан (почти 90%) приветствует инициативы Главы государства, направленные на возвращение и поддержку мигрировавших в прошлом узбекских специалистов, гарантируя им работу и возможность самореализации на Родине. По мнению респондентов, ввиду того, что в центре внимания находятся образованные и высококвалифицированные кадры, работа в данном направлении (обратное переселение) способствует аккумуляции инвестиционно-финансовых и научно-технологических ресурсов для ускорения экономического роста страны.

В целом, проведенный опрос общественного мнения показал, что граждане поддерживают инициативы Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева, направленные на дальнейшее совершенствование миграционных процессов и особенно системы внешней трудовой и образовательной миграции, кардинальное расширение ее организованных форм, обеспечение защиты трудовых и социальных прав наших граждан, выезжающих на работу и учебу за пределы республики, расширение вовлечения в предпринимательскую и трудовую деятельность вернувшихся из-за рубежа трудовых мигрантов, а также последовательную реализацию задач, определенных Стратегией действий в данном направлении.

Другие материалы рубрики

Узбекско-российские торгово-экономические отношения в оценке предпринимателей: состояние – проблемы – перспективы развития

04 Октября 2019

Жертвы торговли людьми

10 Сентября 2019

Противодействие торговле людьми в зеркале общественного мнения

01 Июля 2019

Семья и общество

13 Мая 2019

Молодежь Узбекистана: оптимизм и уверенность в будущем

25 Ноября 2018